
Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.

Бывает и наоборот, ребенок начинает проявлять интерес к какому-то виду деятельности, но через некоторое время этот интерес пропадает, если малыш не получает должную поддержку от взрослых.
Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира.
Такие периоды называются «сенситивными» (от латинского sensus – чувство, ощущение). В эти возрастные интервалы индивидуального развития способность ребенка к овладению или развитию определенных навыков и умений наиболее высокая, тогда как в другое время эта способность существенно ниже.
Например, в раннем возрасте речь ребенка формируется с удивительной легкостью, ребенок сам, без специального обучения со стороны взрослых, учится говорить, постепенно постигая весь грамматический строй, фонетические особенности и лексическую базу родного языка. Если же «в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется...». (А.Н. Леонтьев).
Классической и печальной иллюстрацией этой психофизиологической особенности развития человека являются многочисленные истории про детей-маугли. Так две индийские девочки - Камала и Амала - были обнаружены в 1920 году в волчьем логове в возрасте около 8 и 2-х лет. Они обладали всеми повадками диких волков, передвигались на четвереньках и не умели говорить, вместо этого они издавали звуки, характерные для волков: выли, скулили, рычали. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая прожила до 17 лет. Только для того, чтобы научиться стоять выпрямившись и ходить, ей понадобилось целых 2 года. Долгие годы ушли на то, чтобы приучить девочку пользоваться посудой, одеждой... Через семь лет Камала понимала и говорила всего лишь около 45 слов. К семнадцати годам умственное развитие волчьей воспитанницы соответствовало уровню 4-хлетнего ребенка.
То есть определенные сенситивные периоды человека: годы становления речи, приобретения и развития основных навыков и умений - проведенные ребенком среди волков, обернулись навсегда упущенными возможностями.
Что же нужно знать, чтобы сенситивные периоды ребенка были оптимальными для его развития?
Мария Монтессори считала, что: для этого необходимо знать и понимать общие характеристики сенситивных периодов. Кроме того, на основе своих многолетних наблюдений она пришла к таким выводам:
- Все дети проходят в своём развитии одни и те же сенситивные периоды. Поэтому, чтобы не идти против естественной природы ребенка и быть готовыми к наступлению следующего периода, родителям и педагогам необходимо знать, какой сенситивный период за каким следует.
- У каждого ребенка время возникновения сенситивных периодов и его длительность – индивидуальны. Одни дети в своем развитии опережают свой календарный возраст, другие - наоборот. И никто и ничто не может повлиять на сроки и длительность этих периодов.
- Если ребенок не смог развить определенные способности во время очередного сенситивного периода, в дальнейшем ему будет сложно наверстать упущенное.
- Необходимо внимательно следить за характерными проявлениями наступления определенного сенситивного периода, чтобы вовремя создать благоприятную развивающую среду для реализации внутренних импульсов ребенка.
- Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:
Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;
Пиком - сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;
Спадом - более или менее медленным завершением.
М. Монтессори описывала следующие сенситивные стадии общего развития ребенка:
Ребенок от 0 до 3 лет - «духовный эмбрион» (по мнению М.Монтессори)
В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям.
Ребёнок от 3 до 6 лет – «строитель самого себя» (по мнению М.Монтессори)
В этот период идёт активное развитие органов чувств. Согласно М. Монтессори, ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др.
Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём.
Ребенок от 6 до 9 лет – «исследователь» (по мнению М.Монтессори)
В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе.
Ребенок от 9 до 12 лет – учёный (по мнению М.Монтессори)
В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.
Основные сенситивные периоды развития детей, описываемые последователем М.Монтессори, доктором философии Полом Эпштейном:
Период порядка (от 2 до 4 лет)
Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка.
Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.
Период движения (от рождения до 1,5 лет)
Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.
Период маленьких предметов (от 1,5 до 4 лет)
У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям.
Период вежливости и этикета (от 2,5 до 6 лет)
Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности.
Период утончения чувств (от 2,5 до 6 лет)
Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.
Период письма (от 3,5 до 4,5 лет)
У ребенка появляется стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.
Период чтения (от 3 до 5,5 лет)
У ребенка возникает спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.
Период языка (от рождения до 6 лет)
Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса.
Период пространственных отношений (от 4 до 6 лет)
Формирование представлений о расположении предметов в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.
Период музыки (от 2 до 6 лет)
Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии.
Период математики (от 4 до 6 лет)
Формирование у ребёнка представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.
Существуют и другие классификации сенситивных периодов, например, Пэма Скиллера.
В приведенной ниже классификации Пэма Скиллера «благоприятный период» показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека в данном направлении, «следующий благоприятный период» указывает на новое усиление соответствующей активности мозга, «дальнейший возможный период» указывает на возможность развить данную способность еще в некоторой степени в ходе приспособления, адаптации к новым жизненным обстоятельствам.
Период для эмоционального развития
Благоприятный период - 0 - 24 месяца
Следующий благоприятный период - 2 - 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - любой возраст
Период двигательной активности
Благоприятный период - 0 - 24 месяца
Следующий благоприятный период - 2 - 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - уменьшается с возрастом
Период развития зрения
Благоприятный период - 0 - 24 месяца
Следующий благоприятный период - 2 - 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - уменьшается с возрастом
Период способности говорить
Благоприятный период - 4 - 8 месяцев
Следующий благоприятный период - 8 месяцев - 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - любой возраст
Период музыкальных способностей
Благоприятный период - 0 - 36 месяцев
Следующий благоприятный период - 3 - 10 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - любой возраст

Период умственных способностей
Благоприятный период - 0 - 48 месяцев
Следующий благоприятный период - 4 - 10 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - любой возраст
Период изучения иностранного языка
Благоприятный период - 5 - 10 лет
Сенситивный период развития речи (длится от рождения до 6 лет)
Ещё до своего рождения ребенок, находясь в утробе матери, слышит голоса извне. Поэтому очень важно разговаривать с ребенком в этот период.
От рождения до года
В этот период младенцу чрезвычайно важен теплый эмоциональный контакт с мамой, отсутствие которого практически невозможно скомпенсировать в дальнейшем. Такой контакт необходим малышу при освоении речи.
1 полугодие. С самого рождения ребенок начинает проявлять интерес к речи. Он смотрит на рот говорящего, поворачивает голову в его сторону, внимательно слушает, когда к нему обращается взрослый, в ответ гукает или радостно гулит, тренирует речевой аппарат (играет язычком, надувает пузыри, экспериментирует с высотой своего голоса, издавая высокие и низкие звуки), подражает звукам, произносит отдельные слоги.
В этот период малышу важно не столько то, что вы ему говорите , сколько ваши интонации, мимика и жесты.
2 полугодие. Общаясь с малышом, показывайте ему игрушки или картинки и называйте их, четко проговаривая слова и выделяя интонацией называемый предмет. Говорите ему о том, что вы сейчас делаете или будете делать («Давай, оденем кофточку», «Сереженька, сейчас будет спать»).
Замечено, что у тех мам, которые много разговаривали со своим малышом сразу же после рождения, ребенок быстрее развивается, а также раньше начинает понимать обращенную к нему речь и разговаривать.
В хорошей развивающей среде с указанного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание активного и пассивного словаря ребенка.
От года до двух лет
В этом возрасте малыш начинает хорошо понимать обращённую к нему речь, идёт активное расширение его словарного запаса.
Ребенок учится выражать жестами и первыми словами свои чувства, желания («Дай!» - просит есть и с готовностью открывает рот).
Говорите с ребенком, используя параллельно правильные слова и упрощенные («Смотри, собачка бежит, ав-ав!»), старайтесь, чтобы ваша речь была хорошо интонирована, читайте рассказывайте истории. ему книги.
От двух до трех лет
В этом возрасте ребенок проговаривает всё, что он делает и всё, что с ним случается. Это подготовительный этап к «внутренней речи», потому что «про себя» ребенок ещё думать не умеет.
От трех до шести
Ребенок начинает пользоваться речью осознанно и целенаправленно. Он интересуется буквами, быстро запоминает их названия. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, поэтому можно начинать учить ребенка читать.
Сенситивный период восприятия порядка (длится от рождения до 3 лет)

Этот период длится от 0 до 3 лет, достигая своего пика около 2-2,5 лет.
Кроха только начинает познавать мир. Ему важно усвоить его системы, взаимосвязи, целостность, границы. На этом этапе он должен усвоить «что такое хорошо и что такое плохо». И, если в окружающем ребенка мире нет порядка, он не ощущает стабильности и надежности своего положения в нем, ему тяжело постигать правила мироустройства, он с трудом ориентируется в окружающем. Это беспокоит и нервирует малыша, делает его капризным. Недаром у некоторых детей в 2 года начинаются истерики, это говорит о том, что вокруг них нет порядка.
Маленький ребенок нуждается в стабильности и предсказуемости. Тогда и внутри него происходит гармонизация. Вы наверно замечали, с каким удовольствием двухлетний малыш помогает маме в уборке по дому, замечает малейшие «отклонения от нормы» (например, не закрытая дверца шкафа), любит, чтобы всё было на своих местах и по правилам.
Порядок должен быть во всем:
- в окружающей обстановке: в доме, на дачном участке, на детской площадке, где гуляет малыш.
- в личном пространстве ребенка: у ребенка должно быть своё «рабочее место», где всегда будет поддерживаться порядок, его кроватка должна быть аккуратно застелена, а его личные вещи – одежда, обувь, игрушки, видео- и аудиодиски - должны «знать» свое место и содержаться в чистоте;
- во времени - соблюдение режимных моментов и ритуалов, например, ритуала отхода ко сну;
- в поведении взрослых: родители и близкие взрослые должны быть понятны и последовательны в своих поступках и требованиях, которые не меняются в зависимости от их настроения.
Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка в дальнейшем будет для него эталоном.
Сенситивный период сенсорного развития (длится от рождения до 5,5 лет)
М. Монтессори считала, что сенсорное воспитание является основой мышления: «В разуме нет ничего такого, чего не было бы раньше в чувствах». Конечно, у здорового ребенка зрение, слух, обоняние, вкус развиваются естественным образом.
Но высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при целенаправленном развитии с помощью специального сенсорного материала.
Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом, способствует развитию воображения. Чем сильнее развиты чувства человека, тем он более тонко воспринимает окружающий мир.
Сенситивный период восприятия мелких предметов (длится от 1,5 до 5,5 лет)
В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами.
В 9,5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год — поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года - делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года — имитирует пишущие движения, в 2, 7 года — формирует валик из пластилина, в 2,9 года — чертит замкнутый круг.
Манипуляции с мелкими предметами развивают мелкую моторику пальцев ребенка.
Поэтому необходимо давать ребенку заниматься с крупами, горошинками, фасолинами, орехами, пуговицами и т.п., но под присмотром взрослого и соблюдая меры предосторожности. Начинать следует с более крупных предметов (орехов, крупной мозаики), постепенно переходя к маленьким зёрнышкам и крупам.
Сенситивный период развития движений и действий (длится от 1 года до 4 лет)

Умственное развитие идёт параллельно с физическим. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.
Если ребенок активно двигается, то его мозг в полной мере насыщается кислородом. Благо, что в ребенке заложено природой стремление к движению.
Поэтому очень важно, чтобы ребенок с первых дней своей жизни мог свободно двигаться, снимая напряжение и выплёскивая энергию.
С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело.
Сенситивный период развития самостоятельности (длится от рождения до 5 лет)
С каждым днем ребёнок ставится взрослее, развитее и все более самостоятельнее. В семь месяцев ребёнок начинает заявлять о своих желаниях (например, сопротивляется одеванию), в девять месяцев пьёт из чашки, в 1 год 1 месяц — пытается кушать ложкой, а в 1 год 9 месяцев уже самостоятельно съедает всё содержимое тарелки, к трём годам ребёнок сам одевается.
Это всё происходит, если родители не мешают проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делают за него то, что он мог бы сделать сам. Важно не пропустить время естественного стремления ребенка к самостоятельности.
Самостоятельность ребёнка во многом определяется его независимостью от окружающих и внутренней свободой.
Уважайте потребности и желания ребенка, предоставляйте ему возможность выбора и разумную свободу. Ребенок должен уметь выбирать! В противном же случае, ребенок вырастет пассивным и безынициативным.
Сенситивный период развития социальных навыков (длится от 2,5 до 6 лет)
В 2,5 года ребенок начинает активно интересоваться окружающими людьми и правилами поведения в обществе. Именно в этом возрасте ребенок быстро усваивает формы общения и хочет их применять: как подойти познакомиться, как отстоять свою игрушку, как попросить о помощи и т.д.
В общении со сверстниками дети учатся строить взаимоотношения и соблюдать определенные правила.
В этот период ребенку необходимо помочь научиться заводить друзей, дружить, договариваться; объяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как можно поступать и как нельзя.
При развитии ребенка желательно следить, чтобы ваши занятия соответствовали сенситивному периоду малыша.
Старайтесь не навязывать малышу противоестественные для его возрастного периода знания, к восприятию которых он психически и физиологически пока не готов.
Так как в случае несвоевременного обучения, во-первых, могут пострадать психика и здоровье ребенка, а во-вторых, эти занятия будут попросту малоэффективными.
Так, к примеру, если ребенок «дозрел», он выучит буквы, научится их писать или читать по складам за 2 – 3 месяца, причем, делать он это будет с удовольствием и гордостью.
А если начать учить буквам двухлетнего кроху, то только на их запоминание у малыша уйдет около года, не говоря уже о том, что пройдет еще немало времени, прежде чем малыш по-настоящему поймет назначение этих «палочек» и «кружочков», научится складывать буквы в слоги и читать слова.
А ведь, сколько всего интересного и полезного для своего развития ребенок может увидеть, услышать и освоить за это время.
Очень важно и не пропустить определенные сенситивные интервалы в жизни ребенка, вовремя обеспечив и поддержав малыша в его стремлении к развитию своих способностей, подаренных ему природой именно на данный период жизни.
В статье использованы материалы книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому /Д. Колдина, с сайта «Семь гномов».
|